История корабля

«Киров» был первым крейсером, спроектированным и полостью построенным в Советском Союзе. Ему же было суждено стать первым надводным кораблём Краснознаменного Балтийского флота, награждённым орденом Красного Знамени. Артиллерия крейсера открыла огонь в первый же день Великой Отечественной войны, и в дальнейшем сыграла значительную роль в обороне Таллина и Ленинграда, прорыве блокады, отражении воздушных налётов.

Корабль сумел пережить попадания двух 150-мм снарядов, шести авиационных бомб и подрыв на донной магнитной мине, но снова и снова возвращался в строй после ремонта. После войны «Киров» числился в боевом составе флота вплоть до 1958 года, затем был переклассифицирован в учебный крейсер. Вплоть до 1974 года он регулярно совершал походы с курсантами высших военно-морских училищ.

После исключения корабля из списков флота, две его носовые артиллерийские башни, гребные винты и якоря были установлены в Ленинграде в качестве памятника кораблю-защитнику города.

Довоенные годы
Киров на реке Неве, 1954 Киров на реке Неве, 1954
26 сентября 1938 года «Киров» принят в состав Краснознамённого Балтийского флота. До лета 1939 года экипаж крейсера занимался боевой подготовкой, 15 октября корабль прибыл в Таллин, но уже 22 октября перешёл в Лиепаю. Боевое крещение корабля состоялось в ходе Советско-Финской войны в декабре 1939 года: «Киров» принял участие в обстреле финской береговой батареи на острове Руссарэ. Это была первая и единственная операция. Осенью 1940 года крейсер вернулся в Кронштадт на ремонт и замену лейнеров орудий главного калибра.
Далее
1941
Ведет огонь по врагу, 1941 Ведет огонь по врагу, 1941
Утро 22 июня 1941 года застало корабль на Рижском рейде. Крейсер сразу включился в боевую работу по отражению атак немецкой авиации. 1 июля корабль прибыл в Таллин и совместно с другими кораблями Балтфлота своим огнем поддерживал действия сухопутных войск на приморских участках. Участие крейсера «Киров» в обороне Таллина с его 180-мм орудиями позволило, закрепиться на линии обороны отступавшим из Прибалтики войскам и сдерживать превосходящие силы противника на подступах к городу. Однако уже 27 августа Таллин был эвакуирован, поэтому на значительное время задержать немецкое наступление не удалось.

Крейсер был флагманским кораблем Краснознамённого Балтийского флота во время тяжёлого Таллинского перехода, в ходе которого происходила эвакуация основных сил Балтийского флота, сухопутный войск и имущества в Кронштадт. «Киров» благополучно прибыл в Кронштадт 29 августа, где он принял участие в обороне Ленинграда на ряду с другими корабля флота. Крейсер вёл артиллерийской огонь по наступающему противнику. Начиная с сентября корабль почти ежедневно подвергался атакам авиации в Кронштадте, получив первые попадания бомбами.
Назад
Далее
1942
В походе, 1941 В походе, 1941
В апреле 1942 года, не считая близких разрывов, крейсер получил попадание трёх авиабомб и одно — артиллерийского снаряда. Повреждения были достаточно сильными, корабль пришлось поставить в ремонт. На корабле начался пожар, подбиравшийся к боезапасу корабля. Чтобы избежать детонации погребов, горящие боеприпасы выбрасывались моряками за борт, некоторые взрывались прямо в руках. Самоотверженные действия экипажа спасли корабль от катастрофы. Этой же ночью буксиры перевели повреждённый крейсер к набережной Красного флота. Ремонтные работы продлились всего два месяца, и уже в конце июня крейсер вернулся в строй.
Назад
Далее
1943
Экипаж слушает приказ командующего Балтийским флотом, 1944
                                Экипаж слушает приказ командующего Балтийским флотом, 1944
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 февраля «За образцовое выполнение экипажем боевых заданий командования и проявленные при этом мужество и отвагу» крейсер «Киров» первым среди надводных кораблей Краснознамённого Балтийского флота был награждён орденом Красного Знамени.
Назад
Далее
1944
Зенитный расчёт ведет огонь по врагу, 1944 Зенитный расчёт ведет огонь по врагу, 1944
В январе 1944 года «Киров» вместе с другими кораблями огнём главного калибра поддерживал операцию по разгрому немецких войск под Ленинградом. Вечером 27 января зенитные орудия крейсера салютовали в честь снятия блокады города.

В июне 1944 года с позиции в Ленинградском торговом порту крейсер произвел свои последние залпы в войне по позициям финнов в ходе наступления советских войск на выборгском направлении.
Назад
Далее
Послевоенные годы
Киров на реке Неве, 1944 Киров на реке Неве, 1944
17 октября 1945 года недалеко от Кронштадта «Киров» подорвался на донной магнитной мине, оставшейся после войны, получив серьёзные повреждения. До декабря 1946 года корабль находился в ремонте, после чего вернулся в строй. В 1949 года крейсер встал на капитальный ремонт и модернизацию, которая завершилась в апреле 1953 года.

В апреле 1958 года крейсер был поставлен в Кронштадте на консервацию, но спустя два года расконсервирован. Вновь введён в строй в августе 1961 года и переклассифицирован в учебный крейсер. В роли флагманского корабля участвовал в крупных морских учениях «Север» и «Океан».

22 февраля 1974 года «Киров» исключили из состава флота и передали для разборки на металл. При разборке крейсера две носовые башни, винты, боевая рубка с ходовым мостиком и носовая мачта с командно-дальномерным постом сохранены в Кронштадте как исторические реликвии. В 1976 году Ленсоветом принято решение создать на их основе мемориал в западной части Васильевского острова. Памятник подвигу моряков Балтийского флота в Ленинграде открыли 30 сентября 1990 года, в урезанном от изначального плана виде.
Назад
В начало
0000
0000
0000
0000
0000
0000
0000

История создания

В начале 1930-х советская промышленность ещё не обладала достаточным опытом для самостоятельного проектирования и строительства крейсеров. В основу проекта 26 был положен теоретический чертёж итальянского крейсера, тем не менее основные этапы проектирования корабля осуществлялись советскими специалистами. «Киров» стал первым крейсером, спроектированным и полостью построенным в Советском Союзе.

Первый крейсер страны был объявлен стахановским объектом. Его корпус был заложен 22 октября 1935 года на Балтийском заводе имени Серго Орджоникидзе в Ленинграде, а уже через год, 30 ноября 1936 года, «Киров» был спущен на воду. В августе 1937 г. крейсер впервые самостоятельно вышел в море, а ещё через год вошёл в состав Балтийского флота.

Смотреть 3D модель
1 Орудия 152/45мм
2 Орудия 75/50мм
3 Орудия 47мм

12 x 1 - 152/45-мм орудий Канэ обр.1891 г.

Боезапас – 199 выстрелов на ствол, а вес одного снаряда составлял – 41,4 кг.
Закрыть

Основные характеристики

«Киров» воплотил в себе новейшие достижения техники того времени и стал гордостью советского кораблестроения. Его отличительной чертой была мощная артиллерия калибра 180 мм.

С таким вооружением он мог запросто потягаться с тяжёлыми крейсерами, хотя имел водоизмещение 9436 тонн и относительно слабое бронирование.

Видео

Краткая история крейсера «Киров» в документальной программе из цикла «Масштаб 1:42».