История корабля

За два года до Первой мировой войны была принята программа «Усиленного судостроения флота», по которой на Балтике к 1916 году должно было появиться четыре новейших лёгких крейсера. Корабли стали бы первыми в истории российского флота паротурбинными крейсерами. Три из них должны были носить имена русских адмиралов XVIII и XIX столетия, а головной корабль серии —героя Цусимского сражения, бронепалубного крейсера «Светлана».

Все эти планы так и не реализовались. Первая мировая война задержала сроки спусков кораблей, а после 1917 года из этих крейсеров была достроена и вступила в строй только одна «Светлана», и та с опозданием на 12 лет. Кораблю довелось провести большую часть своей службы не на Балтийском, а на Чёрном море, совсем под другим именем. И всё же судьба не обделила потомка Российского императорского флота боевой славой. В историю крейсер вошёл как «Красный Крым», герой Черноморского флота, за отвагу, стойкость и мужество экипажа удостоенный гвардейского звания.

За годы Великой Отечественной войны корабль выполнил 58 боевых заданий, провёл 52 артиллерийские стрельбы по позициям немецких войск и перевёз свыше 20 тысяч военнослужащих, раненных и эвакуируемых из осаждённого Севастополя. Он участвовал почти во всех операциях Черноморского флота, а благодаря мастерству командира и отличной подготовке всего экипажа за всё время не получил ни одного тяжёлого повреждения.

Довоенный период
Севастополь, 1942
Крейсер вступил в строй 1 июля 1928 год под именем «Профинтерн». В течение полутора лет он находился в составе морских сил Балтийского флота РККФ. За это время корабль успел совершить походы в Германию, Францию и Италию, затем был переведён на Черноморский флот. В 1935-1938 годах крейсер прошёл в Севастополе капитальный ремонт и модернизацию, а в 1939 году сменил своё название на «Красный Крым».
Далее
Начало войны
Красный Кавказ и Красный Крым идут на обстрел вражеских позиций
Великую Отечественную войну крейсер встретил на плановом ремонте в Севастополе, к августу работы были срочно завершены, и корабль незамедлительно приступил к участию в боевых операциях. В течение последующих двух месяцев корабль играл важную роль в обороне Одессы.

С выходом немцев к ноябрю на подступы к Севастополю и перебазированием крупных кораблей Черноморского флота в Новороссийск, «Красный Крым» остался поддерживать защитников главной базы. 10 ноября прицельным огнём главного калибра крейсер уничтожил немецкую дальнобойную батарею в районе Качи. В тот же день зенитчики «Красного Крыма» сбили самолёт. До конца года крейсер провёл 18 артиллерийских стрельб и регулярно осуществлял доставку грузов и войск для обороны Севастополя.

В конце декабря «Красный Крым» принял участие в Керченско-Феодосийской операции по высадке десанта в Крыму. Вместе с крейсером «Красный Кавказ» и тремя эсминцами он высаживал десант в Феодосии, поддерживал его огнём прямой наводкой, находясь у пирса под артиллерийским и миномётным обстрелом. В крейсер попало 8 снарядов и 3 мины, 18 членов экипажа были убиты и ещё 46 ранено.
Назад
Далее
1942—1944
Контр-адмирал Басистый вручает экипажу крейсера гвардейский флаг, 26.07.1942
В январе 1942 г. крейсер принимал участие в высадке ещё нескольких десантов в Крыму. С февраля по май «Красный Крым» чаще всех крупных кораблей эскадры Черноморского флота прорывался с пополнением и грузами в осаждённый Севастополь. 18 июня за смелые и решительные действия, мужество и героизм личного состава, крейсер был удостоен гвардейского звания.

Вторую половину 1942 года «Красный Крым» активно участвовал в битве за Кавказ, доставляя морским путём свежие войска к линии фронта. В феврале 1943 г. крейсер поддерживал своим огнём высадку десанта в Новороссийске.

5 ноября 1944 года эскадра Черноморского флота навсегда вернулась в свою Главную базу – освобождённый Севастополь. Во главе кильватерной колонны шёл гвардейский крейсер «Красный Крым». На входе в Северную бухту его артиллерия произвела первый салютный выстрел.
Назад
Далее
Послевоенные годы
Крейсер проходит зону обстрела, 1942
«Красный Крым» числился в составе боевых кораблей Черноморского флота вплоть до мая 1949 года. Затем, повторяя путь многих легендарных кораблей, крейсер был переклассифицирован в учебный корабль. Последней его операцией стало участие в мероприятиях по подъёму линкора «Новороссийск» со дна Северной бухты в 1956-1957 гг.

7 июля 1959 года «Красный Крым» закончил свою службу и был исключён из списков советского флота.
Назад
В начало
1900
1903
1904
1905
1916

История создания

Крейсер «Светлана» был заложен в ноябре 1913 года на стапелях Русско-Балтийского завода в городе Ревель как головной корабль серии из четырёх лёгких крейсеров. В 1917 году, при готовности около 80%, корабль был отбуксирован в Петроград, вскоре строительные работы прекратились.

Лишь через шесть лет их возобновят, при этом не меняя изначального проекта. Достроен корабль был в 1928 году.

Смотреть 3D модель
1 Орудия 152/45мм
2 Орудия 75/50мм
3 Орудия 47мм

12 x 1 - 152/45-мм орудий Канэ обр.1891 г.

Боезапас – 199 выстрелов на ствол, а вес одного снаряда составлял – 41,4 кг.
Закрыть

Основные характеристики

На момент вступления в строй РККФ бывший «Светлана» нисколько не уступал «ровесникам» из Великобритании, США, Японии, пополнившим свои флоты к середине 1920-х годов, а по некоторым тактико-техническим элементам и превосходил. Во Вторую мировую войну все они выполняли такие же задачи, что и советские крейсеры: эскортировали конвои, поддерживали артиллерией высадку десантов.

Ниже представлены основные тактико-технические характеристики крейсера «Красный Крым» на момент присвоения кораблю гвардейского звания в июне 1942 года.