История корабля

Бронепалубный крейсер I ранга «Варяг» не одерживал громких побед и не имел почётных наград. Ему не довелось стать участником крупных морских сражений. В самом начале Русско-Японской войны он был застигнут врасплох эскадрой из 15 кораблей неприятеля, и судьба корабля была предрешена. Однако русские моряки не собирались сдаваться, и крейсер вступил в неравный бой, ставший для него первым и последним. Это решение командира корабля В. Ф. Руднева увековечило имя «Варяга» в истории, и долгие годы крейсер является символом мужества и отваги русских моряков.

Весть о героической гибели «Варяга» быстро разлетелась по миру. На протяжении последующих десятилетий в его подвиге находили вдохновение многие деятели искусств как в Российской Империи и СССР, так и за их пределами. Даже противники прониклись уважением к русским морякам: в 1907 году командир корабля Руднев был награждён японским орденом.

Легендарность боя при Чемульпо отчасти затмила последующую историю крейсера, а ведь на том она не закончилась. В августе 1905 года «Варяг» был поднят со дна и на протяжении последующих десяти лет служил под японским флагом под именем «Сойя». Во время Первой мировой войны Российская Империя выкупила крейсер, и он смог ненадолго вернуться домой. Крейсер окончательно завершил свой путь лишь в 1920 году, попав в шторм и сев на камни у берегов Шотландии.

1900 — 1903

6 декабря 1900 года на крейсер прибыл русский экипаж. 25 марта 1901 года «Варяг» навсегда покинул американские берега, отправившись в Россию. Переход к Кронштадту через Атлантику занял чуть более месяца, и 3 мая, пройдя 5083 мили, корабль прибыл в пункт назначения. Спустя 3 месяца крейсер отправился в поход на Дальний Восток, и 25 февраля 1902 года «Варяг» достиг берегов Порт-Артура.

После прибытия в Порт-Артур, 15 марта крейсер был выведен на шесть недель в вооружённый резерв для проведения ремонтных работ. 1 мая корабль вернулся в строй и приступил к боевой учёбе в составе эскадры, стрельбам, а также ходовым испытаниям с проверкой возможности машин в различных скоростных режимах. Параллельно на крейсере велись работы по замене некоторых узлов и механизмов. В таком режиме «Варяг» находился до декабря 1903 года, пока не стало ясным, что достижение заявленного заводом 23-узлового хода является для корабля невыпонимым.

Далее
1904

«Варяг» и канонерская лодка «Кореец» находились с дипломатической миссией в нейтральном порту Чемульпо, когда 26 января японская эскадра из 6 крейсеров, 8 миноносцев и одного авизо блокировала порт. Началась Русско-Японская война. Командир «Варяга» Всеволод Фёдорович Руднев отказался принять ультиматум от японского адмирала и принял решение выйти в море и с боем прорываться в Порт-Артур.

Бой продолжался около часа. Варягу, согласно рапорту Руднева, удалось потопить один миноносец и нанести серьёзные повреждения крейсерам «Асама» и «Такачихо». Однако и сам крейсер в ходе боя получил сильные повреждения и был вынужден вернуться в Чемульпо. Прорыв блокады не удался. Во избежание захвата противником крейсер «Варяг» был затоплен. Команда крейсера была перевезена на иностранные корабли-стационеры, находившиеся на рейде.

Назад
Далее
1905

В августе 1905 года японцам удалось поднять «Варяг» со дна, чуть позже он был переименован в «Сойя». Своим ходом крейсер перешёл из Чемульпо в Сасебо, где прошёл докование и был отправлен в Йокосуку на капитальный ремонт. 2 ноября на корабле был поднят японский флаг, крейсер был зачислен в состав японского Императорского флота в качестве учебного корабля.

Назад
Далее
1916

В начале 1916 года Япония согласилась продать России захваченные корабли Первой Тихоокеанской эскадры: крейсер «Варяг», эскадренные броненосцы «Пересвет» и «Полтава». Уже в марте крейсер достиг берегов Владивостока, ему было возвращено его историческое имя.

В июне того же года «Варяг» был укомплектован личным составом Гвардейского экипажа и отправлен в Мурманск. В ноябре 1916 года крейсер вошёл в состав флотилии Северного Ледовитого океана. Техническое состояние корабля всё ещё оставляло желать лучшего, поэтому был заключён контракт с английским Адмиралтейством о капитальном ремонте крейсера.

Назад
Далее
1917

В марте 1917 года «Варяг» прибыл в британский город Беркенхед для капитального ремонта, который так и не состоялся. Крейсер был поставлен в отстой с английской охраной, а команда, вооружение и оборудование сняты распоряжением Временного правительства. В 1920 году корабль был реквизирован и продан на металл в счёт долгов царской России. В своём последнем походе, при буксировке к месту разборки, «Варяг» попал в шторм и сел на мель в водах Ирландского моря.

Назад
В начало
1900
1903
1904
1905
1916
1917

История создания

В конце XIX столетия Япония стала стремительными темпами наращивать военно-морскую мощь. В ответ на это Российская Империя разработала судостроительную программу 1898 года по усилению Тихоокеанского флота «для нужд Дальнего Востока». В программу вошло много кораблей, среди которых — 8 бронепалубных крейсеров 1-го ранга. Три первых были заказаны за границей — в США и Германии.

Ввиду загруженности отечественных заводов строился «Варяг» в Филадельфии, США, по заказу Морского министерства Российской Империи. Закладка корабля состоялась 10 мая 1899 года. Оборудование для постройки и оснащения в большей части поступало от американских фирм. В то же время вооружение для крейсера было изготовлено и поставлено из России. В Англии были заказаны якоря, якорные цепи и противоторпедные сети. 19 октября 1899 года в присутствии русского посла графа Кассини крейсер «Варяг» был спущен на воду.

Смотреть 3D модель
Главный калибр

12 x 1 - 152/45-мм орудий Канэ обр.1891 г.

Боезапас – 199 выстрелов на ствол, а вес одного снаряда составлял – 41,4 кг.
Закрыть

Основные характеристики

6000-тонные крейсеры типа «Диана» стали прототипом для разработки проектов бронепалубных крейсеров по типу «Варяга» по программе 1898 года. Согласно техническому заданию, они задумывались как «дальние разведчики при эскадре». Крейсер обладал хорошей мореходностью, а на заводских ходовых испытаниях смог развить скорость до 24,59 узла, что считалось выдающимся результатом. Слабым же местом корабля стала энергетическая установка. Судостроительная фирма Крампа настойчиво предлагала котлы системы Никлосса вместо предусмотренных по договору привычных в русском флоте котлов Бельвиля, чтобы обеспечить достижение контрактной скорости при сохранении заданного вооружения и бронирования.

Руководство Морского министерства поддержало это предложение и отдало соответствующее распоряжение о внесении изменений в спецификацию корабля. Проблема была в том, что котлы Никлосса, при своих достоинствах, требовали очень высокого качества изготовления и такой же квалификации в их обслуживании. Оба этих факта дали о себе знать во время службы корабля.

Видео

Краткая история крейсера «Варяг» в рамках выпуска передачи «Масштаб 1:42», снятой компанией Wargaming при участии Центрального военно-морского музея Санкт-Петербурга.

Медиа

Обои для рабочего стола