История корабля

Эсминцы проекта 7 и 7У стали самой массовой серией надводных кораблей в СССР 1930-х годов, и именно они составили костяк советского флота в тяжёлые годы Великой Отечественной войны. «Семёрки» сражались на всех морских театрах военных действий: на Чёрном море поддерживали своей мощной артиллерией защитников Одессы и Севастополя, на Балтике участвовали в обороне Ленинграда, а на севере охраняли арктические конвои от атак подводных лодок и авиации. Многим из них было суждено героически погибнуть, другим пройти через пекло войны и уцелеть.

В числе последних оказался эсминец «Гремящий» — гвардейский корабль, герой Северного флота, выдающийся страж арктических конвоев и один из самых прославленных советских кораблей в истории Второй мировой, ставший своего рода символом проекта 7.

За годы войны «Гремящий» прошёл 59 850 миль, выполнил 90 боевых заданий, сопроводил 63 конвоя и отразил 112 воздушных атак, предположительно сбив 14 и повредив более 20 самолётов противника.

1941
В походе, 1943 В походе, 1943
Гремящий» впервые вступил в бой на второй день Великой Отечественной войны, 23 июня 1941 года. Он дал отпор немецким самолётам. В середине июля эсминец записал на свой счёт первый сбитый бомбардировщик. К августу на его счету будет уже 20 успешно отражённых воздушных атак.

В конце августа «Гремящий» вместе с другими эсминцами участвует в защите плавбазы «Мария Ульянова» в Кольском заливе. Плавбаза была торпедирована немецкой подводной лодкой, а затем подверглась массированному авианалёту. В течение четырёх часов эсминцы прикрывали транспорт огнём, что позволило ему уцелеть и добраться до берега. В этом бою зенитчикам «Гремящего» удалось сбить Ju-88.

С сентября 1941 по февраль 1942 корабль преимущественно занимался постановкой минных заграждений, а также участвовал в обстреле из главного калибра вражеских береговых позиций.
Далее
1942
Церемония присвоения кораблю гвардейского звания, 1943 Церемония присвоения кораблю гвардейского звания, 1943
С марта 1942 года основным занятием «Гремящего» на все оставшиеся годы войны стало сопровождение конвоев со стратегическими грузами и военной техникой, следующих из стран-союзников в СССР по арктическому морскому пути.

С 29 по 31 марта «Гремящий» на пару с «Сокрушительным» и британскими эсминцами сопровождают конвой PQ-13. В этом походе эсминец впервые встретился с новым противником — подводной лодкой. После атаки глубинными бомбами, последняя предпочла ретироваться.

С 10 по 13 апреля сопровождает конвой QP-10 и записывает на свой счёт ещё два «Юнкерса».

С 29 августа по 15 сентября эсминец находился на стоянке в Мурманске, одновременно выполняя роль зенитной батареи. За это время зенитчики «Гремящего» сбивают ещё 3 «Юнкерса».

Во время сопровождения конвоя PQ-18 произошёл один из наиболее значимых эпизодов в истории службы корабля. Двумя месяцами ранее произошла трагедия с предшествующим конвоем PQ-17, поставившая под угрозу любые поставки союзников по арктическому морскому пути. Советским кораблям надлежало во что бы то ни стало обеспечить безопасность PQ-18. Немцы же, напротив, не жалели сил на то, чтобы повторить свой успех. 18 сентября в районе мыса Канин Нос корабли были атакованы немецкой авиацией. В атаке участвовало примерно 60 самолётов, включая бомбардировщики и торпедоносцы. Советские корабли встретили неприятеля мощным согласованным огнём зенитной артиллерии. Бой продолжался два с половиной часа и закончился абсолютной победой сил прикрытия конвоя. Был потоплен лишь один транспорт, в то время как немцы потеряли 15 самолётов. 3 из них были сбиты орудиями «Гремящего».
Назад
Далее
1943—1945
Поднятие гвардейского флага, 1943 Поднятие гвардейского флага, 1943
С ноября 1942 по апрель 1943 года «Гремящий» находится на ремонте в Мурманске, неоднократно принимая участие в отражении воздушных атак. В этот период было сбито ещё два самолёта, один из которых — истребитель Me-109. 1 марта эсминцу было присвоено гвардейское звание.

С мая по июнь 1943 года участвует в семи боевых походах. В одном из них «Гремящему» удалось сорвать атаку немецких подлодок с помощью глубинных бомб и ныряющих 130-мм снарядов.

С июня 1943 по октябрь 1944 «Гремящий» участвовал в сопровождении 35 конвоев.

В ночь с 9 на 10 октября 1944 года участвовал в огневой поддержке десанта в районе Титовки. Корабли подавили немецкую 150-мм батарею и разрушили переправу.

25–26 октября того же года «Гремящий» совместно с эсминцами «Разумный», «Разъярённый» и лидером «Баку» произвёл обстрел порта Варде. С конца октября по декабрь 1944 года участвовал в сопровождении ещё шести конвоев.

19 января 1945 года «Гремящий» встал на ремонт в Мурманске, где и встретил окончание Великой Отечественной войны.
Назад
Далее
Послевоенные годы
В декабре 1949 года капитальный ремонт и модернизация эсминца были завершены, и «Гремящий» продолжил службу. В апреле 1956 года корабль был разоружён и переведён в класс опытовых кораблей. Трижды участвовал в испытаниях ядерного оружия в 1955 и 1957 годах, после чего затоплен на Новой Земле. Из состава флота исключён 1 марта 1958 года.
Назад
В начало
0000
0000
0000
0000
0000

История создания

История нового советского эсминца началась в первой половине 1930-х годов, когда вырабатывался проект на смену знаменитым «Новикам». Ввиду длительного перерыва в создании боевых кораблей, советские конструкторы обратились за технической помощью за рубеж. Теоретический чертёж будущего эсминца разработала итальянская фирма «Ансальдо»,, общая архитектура проекта была взята у эсминца типа «Маэстрале». Однако лучшие тактико-технические элементы, отечественное вооружение, механизмы и оборудование заставили советских конструкторов во многом отойти от прототипа.

«Гремящий» был заложен 23 июля 1936 года на судостроительном заводе имени Жданова в Ленинграде (в наше время – Северная верфь). 12 августа 1937 он был спущен на воду, а 28 августа 1939 года — вступил в строй.

Смотреть 3D модель
1 Орудия 152/45мм
2 Орудия 75/50мм
3 Орудия 47мм

12 x 1 - 152/45-мм орудий Канэ обр.1891 г.

Боезапас – 199 выстрелов на ствол, а вес одного снаряда составлял – 41,4 кг.
Закрыть

Основные характеристики

Эсминцы проекта 7 качественно и количественно значительно усилили ВМФ СССР перед Великой Отечественной войной. Корабли этого типа имели мощную артиллерию, совершенные приборы управления огнём, неплохое торпедное вооружение и приличную скорость хода.

«Семёрки» сыграли важную роль в истории отечественного кораблестроения, дав конструкторам и судостроителям бесценный опыт по созданию крупной серии кораблей, которые обновили и вывели советский ВМФ на качественно новый уровень.

Видео

Краткая история проекта 7 в документальной программе из цикла «Морские легенды».

Медиа

Обои для рабочего стола